тел.: 8(925)7777-095

Корзина пуста
Среда, 16 мая 2018 15:17

Отклонения от нормы в развитии ребенка

Оцените материал
(3 голосов)
Отклонения от нормы в развитии ребенка Отклонения от нормы в развитии ребенка

Современное общество — богато информированный социум. Традиции, предрассудки и научные исследования причудливо переплетаются с историями в интернете, рассказами знакомых и, чего греха таить, статьями с различных, порой вполне профессиональных ресурсов. В итоге родители от переизбытка информации считают, что с каждой странностью надо не то что идти, бежать к психологу, иначе ребенок вырастет каким-то «не таким», неправильным, психованным или даже гомосексуалистом из-за предпочтений, проявленных в данный момент. Насыщенная информационная среда размывает ориентиры, и уже сложно понять, что нормальное поведение для детей, а что действительно требует повышенного внимания.

Странные пищевые пристрастия детей

Желание питаться все время только картофельным пюре, сосисками «Папа может», вареной курицей и макаронами, требовать только очищенные яблоки и заливать все кетчупом, соглашаться дома только на 3-4 вида блюд, но в саду вылизывать тарелки и наоборот — нормально. С точки зрения психологии, психиатрии и эволюционных процессов избирательности организма, защищающих от отправления, — это норма. Гастроэнтерологи могут быть против, но это совсем другая область медицины. Главное — повышенная избирательность в еде, даже если она длится годами, не признак аутичности, шизофрении и прочих «страшных» диагнозов. Психолог не нужен.

Когда это не норма?

Если ребенок ест только 2-3 вида продуктов, потому что от остальных начинаются проблемы с пищеварением, если у него тяга к явно несъедобным вещам (штукатурке, поролону, бумаге, земле горстями, а не лизнуть пару раз), если уже видны косточки и синева под глазами от истощения или, наоборот, вес превышает возрастную норму на 20%, то это — не норма. И чаще всего специалистами первого выбора станут все тот же гастроэнтеролог, а также эндокринолог и другие по решению педиатра.

Слишком тихий ребенок

Слишком тихий ребенок

Не обниматься с незнакомыми детьми, не прыгать радостно вокруг аниматора в первую же минуту прихода на площадку, прятаться за мамину юбку при встрече с незнакомцами и не желать отвечать, как зовут и кем хочется стать, — нормальное поведение ребенка со здоровой нервной системой и четко выстроенными границами «свой-чужой», что очень полезно. Можно не любить цирк, походы в магазины, отказываться идти на елку, сидеть в сторонке на детском празднике, и это не поводы идти к психологу. Это — следствие хорошей регуляции нервной системы, и отсутствие импульсивности поведения еще поможет в будущем избегать дурных компаний и сомнительных мероприятий.

Когда это не норма?

Если у дошкольника, а тем более школьника нет контакта ни с кем, ни одного друга или приятеля даже в саду/школе, есть выраженные отказы от любых посещений коллективных мероприятий, начиная с лепки куличиков в песочнице, рыдания при виде незнакомого человека в доме — это повод посетить (и, вероятно, регулярно посещать) специалиста.

Детский онанизм — не симптом

Такое тревожащее многих мам событие, описываемое на просторах интернета как «годовасик теребит пиписик», тоже норма. Об этом, к счастью, на тех же форумах сообщают молодым мамам более опытные родители. А вот детская мастурбация, как у мальчиков, так и у девочек, которая не исчезает после похода на горшок? Не признак ли это неких психических болезней или органического поражения мозга?

Как ни аморально это с точки зрения некоторых родителей, но детский онанизм — норма. Это не означает, что каждый ребенок пройдет этот этап в дошкольном периоде развития, но и не значит, что тот, кто продолжает порой «теребить», тереться, трогать свои интимные части тела, — болен и нуждается в терапии. Это норма.

Когда это не норма?

У детского онанизма много причин, в зависимости от возраста дети могут исследовать половые органы, удивляться новым ощущениям, пытаться снять нервное напряжение таким образом (хотя и без достижения оргазма) или реагировать на воспаление, зуд (с этим в ванну на осмотр и к врачу). Не нормально, если ребенок не может себя контролировать, посвящает этому занятию буквально все свободное время, не желает отвлекаться на предложения поиграть, посмотреть мультфильм, съесть мороженое, пойти гулять. В таких случаях мастурбация — симптом, впрочем, не единственный, и специалист необходим. Единичные эпизоды, которыми ребенок легко управляет, — норма.

Воображаемые друзья — враги детей?

Малышу, другу Карлсона, повезло: в то время и психологи были единичными специалистами, увлеченными совсем иными материями, и воображаемые друзья не считались симптомом психических болезней. То ли дело сегодня: желание не расставаться с потрепанным за 7 лет дружбы медведем, празднование его дня рождения, требование для него отдельного места за столом, в машине или истории про «дядю Колю, который полицейский», таинственного брата, фею, героев мультиков, которые день за днем «посещают» ребенка, — явный признак нарушения контакта с реальностью или даже галлюцинаций по мнению некоторых «специалистов». И родители в ужасе бегут к психологу, к педиатру, к неврологу — на свой вкус, и требуют проверить дитя на все ужасные отклонения.

Не стоит никуда бежать. Истории о вымышленных друзьях, их или совместных с ребенком приключениях — абсолютная детская норма, период становления фантазии, совершенно не влияющий, по крайней мере, негативно, на психику. И уж точно не симптом болезни, сколько бы воображаемых друзей не появлялось в детской и на кого бы из них не сваливалась вина за разбитую чашку или исчезнувшие конфеты.

Когда это не норма?

Если все общение ограничивается только воображаемыми друзьями в ущерб даже родителям, если мультик с любимым героем — единственное, что хочется ребенку смотреть, и хочется вплоть до истерик, если все коммуникации и вся активность ушли в планшет, телефон, компьютер, и это ничем не возможно заменить, — это не норма. Хотя причины могут быть разными, к терапии в такой ситуации, скорее всего, нужно привлекать специалистов.

Реакция на потерю: социопат или истерик?

Длительные ежедневные всхлипывания после смерти хомячка или веселые игры сразу после похорон бабушки — не симптом, даже если это происходит одновременно. Хомячок мог быть самым лучшим первым другом, а бабушка — абстрактным голосом в телефоне и колючими носками под елочкой. Ребенок может быть слишком мал, чтобы понять значение утраты, или слишком, на взгляд взрослого, привязан к хомячку (улитке, рыбке, канарейке). Все это — не признаки меланхолика, истерика, жестокого дитяти или будущего преступника. Это — норма.

Когда это не норма?

Чаще всего понятие «не норма» в такой ситуации — следствие неправильной тактики родителей. Если за каждую слезинку по поводу хомячка/бабушки родители дают конфету, бросаются утешать в отдел игрушек или кассы кинотеатра или, наоборот, пытаются вынудить показательно страдать по безвременно ушедшей собаке, и ребенок начинает вести себя довольно пренебрежительно — это проблема. Но не детей, а родителей: закрепляя неправильное поведение, они провоцируют усиление «симптоматики». Болезнь так не разовьется, а вот неправильное поведение вполне может закрепиться.

Как родителям вырастить гомосексуалиста?

Как родителям вырастить гомосексуалиста?

«Мужики не плачут», «девочки не дерутся», мальчикам нельзя красить ногти, девочки не залезают на деревья и прочие полоролевые установки — дело каждой семьи. Хорошо, если родители понимают, что младенец рождается без знания о своем поле, о том, что ему положено носить юбки или играть только в машинки и конструкторы, и все предпочтения, соответствующие характеру и принятому в обществе полоролевому поведению, детям надо протестировать, попробовать самостоятельно. А социум откорректирует, если что.

Плохо, если родители (дедушки, бабушки, воспитатели) резко реагируют на просьбу мальчика купить ему куклу, не стричь волосы, дать поносить вон ту прекрасную юбку в блестках или попытки девочки играть в мальчиковой компании с войнами, футболом и непременным ношением брюк. Очень плохо, если у взрослых возникает установка, что все это — признак неверной половой самоидентификации («хочет красить ногти — растет гомосексуалистом»). Это, вплоть до ярких ногтей у мальчиков и желания дружить только с мальчишками у девочек, — норма, нормальный период становления личных предпочтений и вычерчивания ориентиров.

Когда это не норма?

В подростковом периоде можно призадуматься, что не так с девичьими посиделками, которых избегает дочь, или почему сын увлекается женскими прическами. И поговорить с ребенком. Без привлечения специалистов. Не норма — если ребенок с устоявшимся поведением его меняет резко, вдруг отказывается быть мальчиком, девочкой, стремится изменить свою внешность и поведение на более подходящие другому полу, особенно в сочетании с отказом посещать какие-то места, родственников, друзей. Это — возможный сигнал пережитой травмы.

Выводы

Практически все признаки «отклоняющегося поведения», с которыми бегут к психологам, не требуют повышенного внимания. Нормальные дети проходят множество разнообразных периодов развития, которые их родители в период своего взросления могли пропустить (или забыть). Исключения: если подобные «странности» избыточны, превалируют в поведении или возникли внезапно. Всегда жизнерадостный ребенок вдруг стал плакать по любому поводу. Малыш с отличным аппетитом отказывается от любой еды. Вчера охотно бежал в школу или ездил к родственникам — сегодня готов спрятаться в шкафу, чтобы не выходить из дома. Это — признаки, не всегда болезней, не обязательно — отклонений в развитии, но знак того, что ситуация изменилась, и надо выяснить, почему.

Комментарии (3)

Оценка 0 из 5 на основании 0 голоса
  1. Елена
  1. 5 / 5

Норма это или не норма устанавливают сами взрослые. Почему-то принято сравнивать поведение ребенка и реакцию на те или иные события с другими детьми. Но ведь все мы разные и можем по-разному себя вести. Следует это учитывать при оценке поведения своего ребенка.

 
  1. НатальяА
  1. 5 / 5

Сложное оказывается бывает поведение у ребенка. Но, все таки, думаю, что такие отклонения не бывают на пустом месте и возникнуть неоткуда. Когда появляется в семье ребенок нужно очень тщательно следить за своим поведение, словами, которые мы произносим при ребенке.Порой мы не замечаем чему мы учим ребенка, что закладываем в его голову, как ломаем психику.

 
  1. Наталия
  1. 5 / 5

Как говорила моя мудрая бабушка: "Что смолоду воспитаешь, на то в старости обопрешься." Не должны родители свои просчеты в воспитании перекладывать на психолога. Важно помнить, что ребенок не робот, а личность со своим характером и особенностями. Если ребенок отличается от вас и ваших взглядов на жизнь, это не значит, что у него отклонения от нормы. А, может быть, это будущий гений. Как говорят англичане: "Не воспитывайте детей. Воспитывайте себя."

 
Комментариев пока нет.

Оставьте свой комментарий

Публикация комментария в качестве гостя. Без регистрации!
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением